вторник, 24 июня 2008 г.

Подобно тому, как представления цвета и других [внешних объектов] должны иметь свою причину, мы не

Подобно тому, как представления цвета и других [внешних объектов] должны иметь свою причину, мы не можем себе представить, что представления получают временные определения без всякой причины, так как определения должны быть результатом какой-нибудь причины [а существование результата без причины немыслимо] [Буддист]. Так как время едино (неделимо), то разнообразие представлений времени невозможно. [Найяик]. Ты думаешь, что если время едино, то невозможно чередование представлений во времени, единая причина не может создавать различающихся между собой результатов. Нет. может! в зависимости от обстоятельств. Например, отец может быть [не только отцом, но и кем-либо] другим, [смотря по обстоятельствам]. В одном и том же человеке, КОТОРЫЙ ОСТАется одним, возможно видеть, смотря по различным его отношениям, отца, сына или брата, Точно так же одно время, смотря по тому, является ли оно причиной или действием, порождает представления предшествования, последова-ния и др. Таким образом, существование времени доказано. Найяики разбирают так же вопрос о том, не является ли движение небесных светил само по себе достаточным фактором для объяснения времени. Мы уже видели, как на этот вопрос отвечали санкхья и вайшешика. Ответ найяиков тот же, что и ответ вайшешиков, и состоит в том, что между движением светил и чередованием явлений нет прямой связи, тогда как чередование явлений происходит от непосредственной связи их с материальным временем (kalapinda-samyo-ga).83 Таким образом, найяики смотрят на время совершенно так же, как и вайшешики, и в позднейших трактатах, где обе эти системы слились в одну, повторяется с небольшим изменением определение Канады и Прашастапады.84 В эту эпоху некоторое дополнение внесено в том смысле, что материальные субстанции разделяются на занимающие определенное пространство (murta) и на не занимающие определенного пространства, бесконечные (vibhu);85 время относится к субстанциям, не занимающим определенного пространства, бесконечным. Отождествление времени с пространством, которое встречается в упанишадах и в системе санкхья, имеет корнем именно такое представление о времени, как о материальной субстанции, хотя и невидимой, не занимающей определенного пространства, но всеобъемлющей, вездесущей. анализ издержек производства

Комментариев нет: