вторник, 24 июня 2008 г.
Умозаключение — менее достоверный источник знания,325 чем восприятие, и потому уподобляется предани
Умозаключение менее достоверный источник знания,325 чем восприятие, и потому уподобляется преданию. На этой же точке зрения стоит и Шанкара. И для него главный источник познания См.: Deussen P. System des Vcdanta. S. 24, 26. есть божественное откровение, а обыкновенные источники познания не пригодны для познания брахмана. Но он прибавляет, что обыкновенные источники познания не противоречат тому, о чем свидетельствует откровение. Главный тезис веданты есть познание единства во множестве. Он высказан очень ярко в упанишадах. Шанкара толкует его в том смысле, что все разнообразие познаваемого на опыте мира есть мираж и обман, истинное же бытие само в себе безразлично Мы уже выше упоминали, что не таков был смысл сутр. Что касается собственно восприятия, то Шанкара326 обращает внимание на то, что даже и при ложном восприятии часть такого восприятия все-таки содержит истину. То, что воспринимается во сне, ложно, но само-то восприятие истинно. Во всяком восприятии одна часть истинна, другая ложна. А истинная часть свидетельствует лишь о чистом бытии, не имеющем в себе никаких различий. Мы уже выше упоминали, что это основное учение ведантистов напоминает буддийское учение об истинно-сущем. Рамануджа,327 излагая точку зрения Шанкары, ясно указывает на ее сходство с буддийской. Между чувственным восприятием и божественным откровением нет противоречия, говорит тут Шанкара, так как в чувственном восприятии мы познаем лишь один голый факт бытия, совершенно недифференцированный. Но как нужно понимать нашу мысль, что в восприятии мы познаем лишь чистое бытие, когда оно имеет своим объектом предметы самой разнообразной формы и выражается в таких суждениях как 'вот горшок', 'вот платок'? Если бы мы не воспринимали разнообразия, то все восприятия имели бы один только объект, и потому из них могло бы возникнуть только одно суждение, подобно тому как это бывает при продолжительном восприятии одного объекта. Правда (отвечает Шанкара), мы должны поэтому разобрать, утверждается ли в суждении 'это горшок' бытие вообще или какой-либо особый вид бытия. Продвижение товаров
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий